Фотографии и анкеты игроков сайта iGame.ru

 

 Главная  Игроки  Анкета  Конкурсы  Новости  Ссылки

 

Двухходовка? Это очень просто!

Сколько раз приходилось наблюдать, как неопытный решатель, расставив на доске фигуры, первым делом хватался за белого ферзя и, ставя его то на одно, то на другое поле, пытался безуспешно найти решение.
На самом же деле поиск решения надо начинать с анализа исходной позиции. Прежде всего надо выявить самые сильные защиты черных (это шахи белому королю, взятия или выключения из игры белых фигур, после чего у черного короля появляются свободные поля, ходы черного короля на свободные поля, развязывания черных или связывания белых фигур и т.д.) и проверить, есть ли у белых достойные ответы. Если обнаружится, что какие-то сильные ходы черных парировать нельзя, то начинается поиск вступительного хода белых, подготавливающего ответ на эти защиты или устраняющего их. При этом полезно выяснить, какие ослабляющие моменты содержатся в упомянутых «сильных» защитах (например, блокирование поля возле черного короля, перекрытие другой черной фигуры, развязывание, включение белой или связывание, отвлечение черной фигуры и т.д.).
Нередко при анализе позиции решатель обнаруживает, что уже вначале есть все ответы на возможные ходы черных. Тогда надо искать выжидательный первый ход белых, при котором все эти ответы сохраняются. Однако нередко идея задачи заключается в том, что после первого хода белых часть или все маты на прежние защиты становятся новыми, то есть меняются.
Убыстряет процесс решения определение формы построения задачи - на угрозу или цугцванг. В первом случае после вступления на безразличные ходы черных есть мат - так называемая угроза. И тогда надо искать ответы белых только на защиты, которые парируют угрозу. Если видно, что в начальном положении у черных есть ходы, которые никак не ослабляют позицию черных, то скорее всего надо искать первый ход белых, после которого возникает угроза.
При построении задачи на цугцванг после первого хода белые ничем не грозят, но должны иметь ответы (в двухходовке - маты) на все ходы черных. Обычно так бывает в ситуациях, когда количество возможных ходов черных весьма ограниченно.
Нередки ситуации, когда первый ход нужно выбрать из серии внешне аналогичных вступлений, например, после освобождения поля, с которого белые грозят матом, или правильно выбрать фигуру, которая перекроет фигуры противника или развяжет свою. Вполне возможно, что каждая такая попытка решения содержит довольно интересные варианты, и нужно тщательно проверить — есть ли у белых ответы на все защиты черных. Поскольку вы не на соревновании и время вас не «поджимает», полезно выявить - как опровергаются другие идентичные попытки решить задачу, кроме той, которая принята за правильное решение.
В современных задачах замысел автора порой заключается не столько в вариантах, которые имеются в решении, сколько в синтезе их с игрой в ложных следах и в начальной позиции. Конечно, если вы ставите себе цель только найти мат в конкретной позиции, а все остальное вам не интересно, то можно перейти к следующей задаче. Если вы увлекаетесь решением задач, а тем более пытаетесь составлять их самостоятельно, то очень полезно всегда уяснить для себя, в чем же заключался замысел автора, как связана игра в действительном решении с идейными ложными следами, защитами в них или с опровержениями сильных попыток. Если самому разобраться в этом пока сложно, то проанализируйте приведенное в ответах решение.
Следует помнить, что при составлении задачи шахматный композитор (его называют также и проблемистом, в отличие от этюдистов, составляющих этюды) руководствуется определенными эстетическими критериями при выборе первого хода. Так, не рекомендуется начинать решение со взятия черных фигур, превращением белой пешки в ферзя, объявления шаха черному королю или отнятием у него свободных полей без соответствующей компенсации. Однако эти правила не догма, и порой, если того требует замысел или если композитор хочет «озадачить» решателя, они могут быть нарушены.
Считается красивым первым ходом жертвовать белые фигуры, предоставлять королю черных свободные поля или возможность шаховать белого короля. Словом, в хорошей задаче вступительный ход обязан быть труднонаходимым, ярким.

Яков Владимиров


Шахматные книги:


Яков Владимиров 1000 шахматных загадок

Автор этого уникального сборника, не имеющего аналогов в отечественной и зарубежной литературе, международный гроссмейстер по шахматной композиции Яков Георгиевич Владимиров (р. 1935). В книге собраны задачи на кооперативный и обратный мат, а также ...

Подробнее...

Яков Владимиров 1000 шедевров шахматной композиции

Это настоящая малая энциклопедия, которая содержит задачи и этюды всех жанров, историю развития композиции, терминологию, персоналии, памятные события. Она предназначена для самого широкого круга читателей, тренеров, редакторов шахматных рубрик. ... 

Подробнее...

Яков Владимиров 1000 шахматных этюдов

Книга содержит 1000 избранных популярных шахматных этюдов, отличающихся ярким и остроумным, но не слишком трудным решением, легким построением и отличной формой. Автор сборника, 14-кратный чемпиона мира по составлению и решению композиций, ...

Подробнее...


 

 
Copyright © 2006
Используются технологии uCoz